search
menu
person

NEWS AND UDATES

ШУЯ 2009 г.

ОТЧЕТ
по водному походу с 10.07.09 по 21.07.09 г. по маршруту (Карелия):

Дорогобуж-Смоленск – Санкт-Петербург - Суоярви I - р. Суойоки – р. Шуя - Игнойловская ГЭС - оз.Шотозеро - Поселок Новые Пески-Петрозаводск-Москва- Дорогобуж

Состав группы: Команда Комиссаров В.А.; Овчинников Р.А.; Овчинников Д.Р.; Овчинникова А.Н. – катамаран 4м.
Домашнев Р.А., Орлов П.В. – байдарка «Нева-2»

Выезд состоялся 10.07.09 в 14.00. На«пазике» нас доставили в г.Смоленск, к поезду Смоленск-Санкт-Петербург. Утром11.07.09 прибыли в Санкт-Петербург. До вечернего поезда на Суоярви I оставалосьеще 10 часов, было решено потратить их на экскурсию по городу, что и былосделано. Посетили Петропавловскую крепость, «Аврору», погуляли по городу…

До станции Суоярви I добрались лишь12.07.09в 3.00 утра. Здесь нас встретил «агент внутренней безопасности» - затребовалсостав группы (список с печатью у нас имелся, который пограничники успелипроверить и в поезде за пару станций до Суоярви I). Он же сообщил, что за этуночь мы уже 4 группа.

 От станции до места старта еще 15 км.Нашли две машины за 250 и 300р (местные таксисты просили по 400р и торговатьсяне хотели, а для нас это было дело принципа, ведь первая машина согласилась за250р и обещала вернуться второй раз ), которые нас и довезли до истока реки Суойоки(выход из оз. Суоярви, при слиянии с р.Тарисиоки, в районе д. Суоеки образуетсяр.Шуя).

На сборы, перекус ушло около 3 часов,раму для ката срубили на месте (не совсем ровная, но прошла весь маршрут содной поломкой).

Вот и дан старт, и сразу, на первом жепорожке катамаран крепко садится на камни. Пришлось замочить ноги, чтоб снятьего с камней. Байдарка проходит, цепляясь за камни и зарабатывает пробоину. Дальшепошло лучше. Река радует видом перекатов и порогов, а в плесах копия нашейУгры, течение практически не заметно.

Первый день берега болотистые и нассопровождает красивый, низкий карельский лес, а в последующие дни река сталапохожа на Угру и  лишь на порогах она превращалась в ту карельскую реку, окоторой мы мечтали. Камни, скалы, быстрое течение…

Вот и п.Грива, чалимся на правый берег дляосмотра. Выглядит порог красиво, груда камней прижимает реку к левому берегу.Можно прокатиться, но сложный обнос, проходим прямо в слив и косую бочку.

От моста возле д. Суоеки, начинаетсяСуойокский каскад (протяженностью около 400м.), идем, не глядя прямо по центру,для ката как слону дробина, а вот на байде интересно.



Медвежий, вышли прямо перед ним на левыйберег, осмотрелись и решили остановиться сразу за порогом на песчаном пляже. На п.Медвежий остались на ночлег, что позволило обкатать его полностью и какхотелось, а также наладить контакт с командой из Москвы.

Следующий переход шли до Хаутаварскихмостов, перед нами стояла задача пополнения провизии (изначально провизии былона три дня, а рыбаки обещали кормить весь поход рыбой, но что-то пока неклеилось), а рядом деревня. Тут вдруг повезло с рыбалкой, на червя ловилиокуней и вдруг вытащили леща около кило весом, вот и ужин. Утром троедобровольцев выдвинулись в сторону деревни, прошли 50 минут и уперлись в сельпос пустыми полками, закрытое в году этак в 91. У местных узнали, что намаршрутке (ходит утром, в обед и вечером) можно добраться до п.Вешкелица (11километров). И тут как специально подъезжает Газель, стоимость 25р (обратно домоста 30р). Двинули за провизией. Вернуться получилось только к обеду. Делаем перекус и двигаем дальше до п.Сизовского. По пути рыбакам еще раз фартит, возеро впадает маленькая речка, но быстрая и порожистая. Зашли полюбоватьсякрасотой. Мы любуемся, а рыбак Паша не спит, делает заброс, и щука откусываетблесну. Новая блесна и вот уже двухкилограммовая щука у нас в руках, да ужинобещает быть…(на п.Сизовский пришлось с этой щукой идти в гости в баню, так чтоделили человек на 12). На п.Сизовский пришли прямо к готовой бане (её уже 6часов топили москвичи), состоящей из камней сложенных в виде печки. Тент имелсяпокупной, так что день закончился баней и катанием на «морковке» в основнойструе под скалой. Здесь решено остаться на дневку для рыбалки и катания попорогу, что и было исполнено на следующий день.

Дневка на Сизовском удалась по катаниюна пороге (особенный драйв на спасах, правда не все заплывы удачны, один раз двоих прижало к правому берегу на камни), с рыбалкой всё обстояло иначе. За день наблюдали миграцию рафтеров,утром отошла группа в 30 человек (очень буйная группа, весь вечер гуляли икатались по порогу, хорошо, что на другом берегу), к обеду пришла следующаягруппа человек 20 (очень скромная группа, два раза проехали и утром снялисьраньше нас)

Дальнейшая цель п.Кумио, наши знакомыеуже там с дневкой, так, что цель намечена. К обеду дошли до ГЭС. ИгнойловскаяГЭС впечатлила, махина, красота. Правда задержала нас часа на два, покаперенесли, поели. (Есть сервис, Уазик с большим прицепом, 200 руб перевоз содного места на другое. Где-то метров 500-600. Вся стоянка забита рафтами и ещеприбывают). Понимаем, что если их не опередить то с местом будет туго, быстроперекус (хорошо, что прикупили газовую горелку) и в путь. Правда далеко неушли, пока осматривали п.Кенякоски, подошла первая группа рафтеров, мы успелипройти на кате, как появился на пороге первый рафт. В середине второй ступенион налетает на камни и становится новой достопримечательностью порога. Сидиткрепко. В результате пришлось проводить спасательные работы. Нева-2 в составеДомашнев Роман, Орлов Павел, делая странные движения (я нахожусь ниже порога ине как не могу понять, что они делают, либо решили идти в порог задом, либо пьяные…)короче, лавируя по струе, они подошли к рафту за концом «морковки» и назад к берегу,где уже дожидался наш кеп Овчинников Роман. Следующая картина «Бурлаки на Шуе».Да сидят очень крепко, пока пару бойцов не слезло в воду помогать, рафт стоялна месте. Вытащили, приветствия, прощание, призы при встрече (так и невстретились).

По пути п.Сарикоски-2, хотя рафтеры его называют "Американские горки". По сути это ближе, подряд идут большие валы и на кате очень прикольно по ним прыгать.

Дергаем дальше.  п.Кумио интересныйпорог, нужно было встать перед ним на стоянку, но понадеялись, что за порогомбудет место и зря. Есть стоянка на самом сливе, но там уже стояли нашизнакомые, можно встать в глубь леса, но кормить комаров и не видеть реку, да итаскать с реки влом. При осмотре, видим после порога большую заводь с сосновымлесом, туда и решаем идти. Прошли на кате первую ступень и  ждем «Неву»(москвичи сообщили, что на первой ступени за день кильнуло 5 судов) может,наконец, снимем прикольное видео. Опять «Нева» обламывает режиссера и проходитбез киля (хотя парни утверждают, что хапнули столько адреналина, что хватила на 10 минут бурных эмоций). Уходим во вторую ступень, и на выходе в заводь нас ждет облом состоянкой. Те рафтеры (30 человек), что глумились над Сизовским заняли стоянкупо максимуму, тем более что это их последняя ночевка и гулять они собираютсявсю ночь. Вернуться назад нет возможности, обнос на Кумио сложен и длябайдарок, а про кат и говорить нечего. Инструктор рафтеров (не верте очкарику)уговорил нас сплавиться ниже по течению до «хорошего места 15 минут» (Долго мыего вспоминали…редиску. Место не плохое, но есть разница стоять на пороге всоснах, или на стоячей воде где-то на реках средней полосы. Да и плыть пришлосьминут 40.)

В начальных планах был маршрут дод.Матросы, но по скорости нашей гребли стало понятно, что д.Матросы нам светит,только если мы упремся, а портить первые впечатления от Шуи греблей целыйдень…Решено, снимемся с Новый Песков. Значит здесь дневка. И вот тут наснакрывает первый дождь (до этого был пару раз ночью, но так не заметно, что утроми следов не видно), который шел почти весь день. Так, что на дневке удалосьотоспаться и сделать попытку порыбачить (т.е. мы рыбачили, но рыба про это незнала).

Остался один переход. По пути затарилисьпровизией в д.Содер (еще на пару дней, так как решили сделать дневку на озере).Тут нас порадовал попутный ветер, пока пили пиво, наш кат вынесло ветром возеро. Ширь и красота, наметили курс на Пески, ставим парус из тента и толькоуспеваем подруливать. По пути нам попался остров дивной красоты, решаем зайти вгости на обед. Дров нет, но ведь есть горелка. Так что картошка доширак с саломнам обеспечена. Снова делаем попытку порыбачить в три спиннинга. Результатоторванная блесна и одна поклевка окуня и ВСЁ.

Пришли прямо на центральный пляж НовыхПесков, делаем вылазку до станции и узнаем, что завтра есть электричка в 16.40до Петрозаводска  (пятница, суббота и воскресенье 70 руб, а ребята из Москвынанимали машину за 4000 руб, хотя пришли в субботу). Это означает, что дневкине будет(в остальные дни поезд в 6 утра). На ночлег встали  правее поселкаНовые Пески, на отличном песчаном пляже и до станции не далеко (25 минут).

ИТОГ.

Всем очень понравились п.Грива, Суойокскийкаскад, п.Медвежий, п.Сизовский, п.Кумио (лоция с наименованиями порогов взятас сайта www.ergin.ru, в лоции естьошибка  п.Сизовский находится вниз по течению 1,5-2км. На карте маленькаяобратная буква S).

Очень порадовало оз.Шотозеро (в длинуоколо 15 км.). Берега настоящий карельский пейзаж, сильный попутный ветер далвозможность не грести.

Домой добирались черезПетрозаводск(отсутствие билетов на вечерний поезд, позволило сделать экскурсиюпо Петрозаводску) на Москву. Петрозаводск чем-то похож на Питер, красиваянабережная, красивый старый город.

P.S. Отдельнопорадовали белые ночи, без часов реально потеряться вечером во времени.

Страшилки про комаров и гнус неподтвердились. Комаров на наших реках бывает больше (р.Вопь).

А гнус работает по странному расписанию,появляется где-то в 22.30 и 23.30 уходит спать.

Рассказы про хорошую рыбалку тоже неподтвердились, как сказали местные рыбу на реке давно уже выбили, и ловится онатолько в маленьких лесных озерах, которые не каждый найдет.

Ягод Нет, ягодника много, а вот ягодочень мало (по берегам, может чем дальше влес тем больше дров).

Писали что дров мало, тоже врут, накаждой стоянке чуть в лес и куча дров. Мы за 8 дней на реке два раза сходили задровами, а так на каждой стоянке напиленные дрова от коммерческий команд.

Да еще вода имеет светло-коричневый цвети любителям подводной охоты удовольствия не доставит.

Для регистрации группы на маршрутенеобходим список участников с паспортными данными, с печатью организации(проверка пограничниками по приезду на станцию Суоярви I).

Хотелось бы обратить внимание на мусор, который оставляют все за собой (коммерческие маршруты). Если так пойдет и дальше, то на каждой стоянке будет свалка мусора. Давайте уничтожать за собой свои отходы.